Что же такое духи?
Что же такое духи? Присмотримся повнимательнее к самому слову. Происходит оно от слова "дух". Но сколько значений у него в русском языке! Прежде всего, это дух, побуждающий к действию и деятельности (в здоровом теле - здоровый дух; поднять дух; не падать духом); что-то сверхъестественное (святой дух, злой, добрый дух, гений); сила, жизнь, смелость (хватает духу, испустить дух); истинность (как на духу, в духе закона, времени); настроение (он сегодня в духе или не в духе), а также воздух (вольный дух) и запах (тяжелый дух, исходит дух и т. д.). Не говоря уже о таких русских выражениях, как "ни слуху ни духу" (ничего неизвестно, нет известий) и "узнать святым духом" - то есть неизвестно каким образом.
Невозможно игнорировать обширность значений слова, от которого образовано наше слово "духи". Это неспроста. Хотя, конечно же, оно происходит от слова "дух" в значении "запах". Сама многозначность слова "дух" связана, скорее всего, с верованиями наших предков в духов, божества, в то, что у каждого растения был свой дух. Невидимые, таинственные духи населяли мир наших предков. Им поклонялись, верили в их силу. Дух, аромат, который источали растения, цветы, волновал людей, подтверждая их веру в могущество растительного мира. Вот какие заклинания были у них в ходу: "Одолень-трава (так славяне называли в старину белые и желтые водяные лилии-кувшинки), одолей мне горы высокие, долы низкие, озера синие, берега крутые, леса темные... Спрячу я тебя, одолень-трава, у ретивого сердца и во всем пути и во всей дороженьке". Дух, аромат, запахи доставляли человеку радость. А о святых наши предки говорили, что они "умирали
в святости", источая бесподобные ароматы, отличавшие их от других умерших. Впрочем, с помощью научных исследований установили, что от святых и при жизни шел нежный запах (Е. Монен "Запахи человеческого тела", 1885; Ж. Н. Вюарне "Женские экстазы", 1980).
Святая Тереза источала запахи розы, лилии и ладана, святая Екатерина - запах фиалки, святая Тереза Авильская - запах жасмина и ириса. Следовательно, благоухание ассоциировалось со святостью, а грех был синонимом зловония и смрада...
Прежде чем войти в человеческий обиход, благовония, аромат, благоухание считались священными.
У индейцев запах служил для восстановления в памяти образа или события.
Там, где духи приравнены к произведению искусства, в стране, являющейся законодательницей в мире парфюмерии вот уже много-много лет, во Франции fumec, fumet, parfum - слова одного корня и означают "дым", "испарение", "приятный запах", "благовоние". Само французское слово parfum указывает на то, что запах получают посредством горения и выделения дыма, ведь происходит оно от латинского fumare - распространять дым, испарение.
Как только древний человек открыл для себя огонь и обнаружил, что некоторая древесина и травы при сгорании источают очень приятный аромат, он стал использовать это в своих ритуалах, прославляющих божества, стремясь умилостивить или поблагодарить их за удачную охоту, либо обращаясь к ним с мольбами и просьбами снизойти к его нуждам.
На всех древних алтарях, жертвенниках Зороастра, в храме Соломона жгли ладан и мирру, брызгали благовониями на плиты пола и статуи.
На Востоке ладан символизировал молитву, мирра говорила о покаянии, а бальзам давал утешение, излучая добродетель.
Благовония считались лечебными, полагали, что они защищают от чумы и других болезней. В 1800 году еще была в ходу следующая рекомендация: "Всегда носите в руке лоскут, пропитанный уксусом или лимонным соком с гвоздикой и время от времени нюхайте его" (Ж.-П. Папон "О чуме и средствах защиты от нее").
На протяжении тысячелетий наши предки использовали душистые травы для создания огромного количества магических веществ. Ценные масла, хранившиеся в роговых коробочках или хрустальных баночках, втирались в тело для магических превращений, отвары пили или окропляли ими все вокруг, чтобы изгнать зло. Ароматную кору деревьев бросали на раскаленные угли, чтобы вдыхать ее запах и силу. Формулы саше, мазей, напитков, фимиамов и масел держались в секрете, зашифрованные в колдовских книгах или манускриптах храмов, и даже глубже - в тайниках человеческого разума.
Таким образом, переходя от религии и магии к медицине, от гигиены - к красоте, благовония становятся составной частью жизни и смерти человека, его повседневностью, мечтами, желаниями и памятью.
"Как только ни изворачиваются парфюмеры! В поисках сырья они готовы обворовать даже сады Семирамиды, не говоря уж о маленьких родовых поместьях, где на свободе произрастают благоухающие травы. Подобно алхимикам, они связывают и разделяют, создают новые связи разъединенного ранее, ибо то, что было некогда единым, будучи разделенным, вечно хранит память о единстве нежных венчиков и грубых корней" {П. Фужер "Книга о духах").
Созданные когда-то в сокровенных тайниках храмов, где жрецы одни владели секретами формул их изготовления, духи составлялись затем аптекарями, и лишь осененные гением художники и парфюмеры поставили на службу людям настоящее произведение искусства, доведя композиции до совершенства, превратив их в шедевры, не уступающие творениям великих композиторов и художников. Тысячелетиями природа рождала для человека восхитительную палитру разнообразных ароматов: пряных, острых, цветочных, лесных, амбровых и мускусных, фруктовых и гесперидных, а фантастический вклад химии синтеза в десятки раз увеличил гамму запахов, и духи стали как престижным украшением Высокой моды, индустрии роскоши, так и предметом повседневной жизни человека, без чего он уже не может обойтись.
Чтобы понять, в чем сила магии духов, а также увидеть, что скрывается под флером древности в самом их названии, обратимся к тем временам, когда, соединяя ароматы амбры и мускуса, ладана и мирры, цветочное благоухание и древесные запахи, смолы и камеди, люди прикоснулись к великому искусству создавать духи, чтобы славить богов, бальзамировать ушедших в мир иной, охранять себя от злых чар и болезней и услаждать свою душу.
|
|