Главная   |   В избранное   |   Магазин парфюмерии   |   Женская парфюмерия   |   Мужская парфюмерия
Духи    
parfymeriya.ru  

Ароматный город Грас

Во Франции перчаточники становятся парфюмерами, Грас же называют колыбелью перчаточников-парфюмеров. Парфюмерия перестает быть всего лишь ремеслом аптекаря, а превращается в искусство, которое обогащается рецептами, формулами и секретами красоты. Множатся труды, посвященные разработке способов для получения разнообразных благовонных препаратов.

Судьба Граса резко изменилась в XVI веке: союз ботаники и химии привел к взлету мастерства по изготовлению эфирных масел, и, следовательно, к бурному развитию нарождающейся парфюмерии. Это была великая эпоха ароматизированных перчаток и саше с ароматическими порошками, которые вошли в моду и употреблялись не только для красоты, но и для здоровья. Как только перчаточники научились получать эфирные масла, они очень быстро превратились в парфюмеров. Усовершенствование технического оборудования, а с ним и способов выделения душистых веществ обеспечили Грасу превосходство в мире парфюмерии.

Парфюмеры Граса не ограничивались лишь растительным сырьем, они использовали и сырье животного происхождения, привозимого со всех сторон. Так, драгоценные железы циветы доставлялись в рогах буйволов или зебу из Эфиопии.

В XVII веке появляется паровая дистилляция. После дистилляции эссенции отделяли от воды в специальных стеклянных сосудах с удлиненными горлышками, которые называли "флорентийскими вазами". Грасские парфюмеры умело и ловко управлялись с пробиркой и ретортой.

Переняв итальянские технологии парфюмерии и располагая богатой флорой, которой благоприятствовал исключительный климат, Граc перед Великой французской революцией отвоевал у Монпелье право называться столицей французской парфюмерии, тем более что духи теперь больше относились к предметам роскоши и моды, нежели к аптекарским снадобьям.

В XIX веке Грае стал мировым центром коммерции и производства ароматического сырья и парфюмерии. И сегодня в нем много частных музеев местных парфюмерных производств, где увековечена великая грасская традиция.

В то время город называли "кадильницей", "долиной любви", "землей обетованной", где женщины огромными корзинами собирали жасмин, туберозу и розу. И картина того, как сборщицы отправлялись с рассветом на благоухающие ароматами цветочные поля, способствовала распространению мифа.

Молодые девушки в длинных платьях и соломенных шляпах с бантами ранним утром начинали сбор душистых цветков жасмина и туберозы, кассии и флердоранжа, роз или фиалок в плетеные корзины.

К 1900 году в Грасе было уже пятьдесят фабрик, перерабатывавших в момент самого интенсивного сбора (май) 45 000 кг роз в день. Производитель цветов каждый день сдавал собранные цветы на фабрики, и в специальной книге записывалось количество сданного сырья, так как оплата производилась в конце сезона: поставщик, впрочем, обязывался не превышать установленного максимума поставки, в противном случае излишек покупатель брал по заниженной цене! В 1906 году килограмм роз стоил 0,25 франка по курсу того времени. Цена регулярно повышалась, и в 1926 году килограмм роз уже стоил 4,85 франка.

Период сбора жасмина более длительный, чем у розы, но сентябрьский жасмин стоил дешевле, особенно если цветки были подмочены дождем. В газете от 14 апреля 1912 года можно прочитать, что урожай фиалок в грасском районе (с 15 января до начала апреля) достиг 300 000 кг: ее сажали, как правило, в оливковых рощах - в тени деревьев кучками или рядами, чтобы облегчить сбор.

Сортировка цветочной массы должна была происходить быстро, чтобы избежать малейшего нагревания или процесса ферментации, если лепестки слишком долго оставались в куче. В цехе насыщения рабочие перекладывали драгоценные лепестки жасмина, туберозы или жонкиля на раму, заполненную очищенным маслом, где проходила холодная мацерация с обновлением лепестков каждые двадцать четыре часа до момента сатурации масла. Для цветов кассии, розы, апельсина, жасмина и мимозы адсорбционное масло поддерживалось в жидком состоянии легким подогревом, так же как и при обработке росного ладана, стиракса и др. В других цехах происходила дистилляция: свежие или сухие растения (по преимуществу предварительно смоченные) опускали в соленую и подогретую воду, наполнявшую древние реторты и перегонные кубы, унаследованные от далекого алхимического прошлого. За процессом внимательно следили, стремясь избежать резкого повышения температуры, что могло "сжечь" ароматы лаванды, тимьяна, аниса, розы и т. п.

Тогда умели распознавать летучий, скоропреходящий запах "окончания", характерный для свежеизготовленных эфирных масел. Среди традиционных способов была также и водяная баня: процесс медленный и дорогостоящий, но гарантировавший получение превосходных эфирных масел. Наконец, эфирные масла выделяли с помощью летучих растворителей. Этот способ особенно применялся для получения душистых веществ из роз, продуктов животного происхождения, смол и бальзамов, а также цветов, которые не все отдали в процессе насыщения масел.

Молинар, Рур-Бертран, Лотье, Жиро, Ман, Бруно Кури и многие другие владели прекрасными фабриками, где трудились десятки рабочих, как мужчин, так и женщин. Они производили сортировку цветов вручную, управлялись с водяной баней, подготавливали рамы и масла, переливали, сцеживали, готовили емкости, разливали масла по маленьким флакончикам. Многочисленные ручные операции на самом деле требовали достаточно большого количества квалифицированных рабочих.

Повсеместное развитие производства парфюмерного сырья и вторжение химии в мир парфюмерии, а также значительно увеличившаяся потребность в производстве духов, нанесли сокрушительный удар по грасскому первенству и сыграли роковую роль для некоторых фирм, но все же не отняли у Граса статуса "абсолютного совершенства", славы векового мастерства и фамильных секретов.

Сегодня Граc все еще остается критерием "абсолютного совершенства", когда речь идет о натуральных веществах, даже если самые достопочтенные фирмы открыли двери химии десятки лет назад. И хотя не все сейчас поступает в мир парфюмерии из Граса, здесь, однако, все может быть переработано. Только в Грасе встретишь такое удивительное сосуществование старинных традиций и самых новейших методов исследования, позволяющее человеку просить у природы и требовать от химии.

Старинное производство Рур-Бертран-Дюпон с двухсотлетними традициями оборудовано точными приборами. Команда ученых химиков и биологов изучает мир запахов в специальной исследовательской лаборатории, оборудованной по последнему слову техники. Все это обязательное условие, для того, чтобы оставаться конкурентоспособным в мире парфюмерии.

Другой пример долговечности и приспособления к современной парфюмерии - фирма "Виктор Ман и сын", основанная в 1871 году. У нее скромное начало в обработке флердоранжа, затем лаванды. Следом появились другие цехи дистилляции и экстракции, более усовершенствованные, с модернизацией оборудования и самого исследования.

Параллельно шло распространение агентств фирмы во всех частях света, чтобы снабжать фирму ароматическим сырьем. В 1980 году начал действовать центр научных исследований, позволяющий постоянно совершенствовать изучение и производство ароматических веществ. Но рядом со сложным оборудованием, мощными ректификационными колоннами, "распылительными башнями", современной техникой по фракционированию (дроблению) и высокоэффективному многоцелевому синтезу соседствуют и применяются старые аппараты, на которых производятся самые деликатные операции. Это "взбивалки", где готовятся абсолютные масла. Наконец, имеется ценнейшая "парфюмотека", в ней собраны тысячи композиций с детальными инструкциями и рецептами - это рабочая основа огромного значения.

В старом торговом городе Грасе множество великолепных особняков XVIII века, среди которых тот, где жил Мирабо, сегодня в нем музей искусств и истории Прованса. А вилла-музей Фрагонара напоминает о династии парфюмеров и знаменитых художников, коллекционеров и любителей искусств. Здесь в 1732 году родился Жан-Оноре Фрагонар, сын мастера перчаточника-парфюмера. В этом здании собраны всевозможные старинные предметы, имеющие отношение к парфюмерии, из которых самыми прекрасными являются, конечно, флаконы всех стилей, всех эпох и из всевозможных материалов: начиная с египетских сосудов и ваз до серебряных с позолотой бутылочек для уксуса, включая греческие амфоры из обожженной глины с узкими горлышками, предназначенными выливать жидкость по капле, римские сосуды из разноцветного стекла, толстые склянки эпохи Возрождения, фарфор, саксонские нюхательные шкатулки, английские флаконы или миниатюрные австрийские флаконы в стиле рококо, шкатулки для марокканских мушек. Коллекции нашли место в Париже, на улице Скриб, 8, в маленьком особняке эпохи Наполеона III, где музей Парфюмерии Фрагонара.

Наконец, Грае становится местом интернационального музея парфюмерии. Идея создания такого музея родилась на международной выставке 1900 года, а сбор экспонатов начался в 1921 году с поступлений от Герлена, Пиве, Роже и Гале, Шири, Рур-Бертрана.

Окончательный же проект был подготовлен к 1981 году. Он включает три уровня, дающих возможность показать историю промышленного производства. Музей постоянно пополняется экспонатами и коллекциями благодаря дарам и частным коллекциям, поступающим из Франции и из-за рубежа. Ботанический сад под стеклом даст полное представление обо всех разновидностях растительного мира, поставляющего сырье для парфюмерной промышленности.






Главная
Магия обольщения
Словесный образ духов
Опьянение чувств
Почему пользуются духами
Найти свои духи
"Эссенция" страсти
Как выбрать духи
Как пользоваться духами
Духи в подарок
Хочу спросить
Духи в истории
Мир ароматов
Из чего сделаны духи
Душистые вещества
Формула ароматов
Классификация ароматов
Семейство ароматов
Великие марки духов
Парфюмерные фирмы
Рождение имиджа
Имена духов
Флаконы для парфюма
Продавцы ароматов
Рынок духов
Имитация духов
Контрабанда
Парфюмерный словарь
Каталог

   Copyright © 2001-2007 Парфюмерия - ароматы, история парфюмерии, ведущие дизайнеры и производители. Создано: WebStudia