Любимая жена Нерона
Греки и египтяне оказали огромное влияние на римскую цивилизацию и в области использования растений и благовоний. Римляне высоко ценили кулинарные возможности растений. По мере продвижения легионов по Европе и Азии у покоряемых народов перенимались секреты кухни, а потому из походов привозили благовония и душистые масла.
Влияние египтян на римлян особо чувствуется в пристрастии к ароматическим ваннам и массажу. Унаследовав у греков парфюмерное искусство, римляне довели его до совершенства. Не так давно в Римском институте прикладных технологий профессору Дона-то удалось восстановить способы получения благовоний, которые были в ходу у предков. Использовали они анфлераж, насыщали цветочным ароматом масла, кладя в них лепестки. Ремесленный прием используется и сегодня, так же как и мацерация, то есть горячее вымачивание. Таким образом, насыщали ароматом оливковое масло, полученное из плодов, собранных в августе, так как они в это время более легкие и нежные. Прессованием или отжимом получали основы для благовоний и духов. Плиний указывал, что розовые лепестки вымачивались в горячем масле, для этого использовали специальное оборудование: botarium - вазу для вываривания, diplum - водяную баню и oenum - бронзовый чан для вымачивания лепестков. Профессору Донато удалось также восстановить многие рецепты благовоний, употреблявшихся
древними римлянами: родосскую мазь (оливковое масло, цветы, мед и вино), мазь из мирта и лавра с добавлением кассии и кинамона, и особенно королевскую мазь на основе цветов и пряностей (в частности шафрана).
Так же как в Египте и Греции, в Риме благовониями окропляли жертвенники и алтари, ароматические смолы курились в храмах. Орошали духами знамена перед сражениями и даже пороги жилищ, чтобы привлечь счастье и удачу.
Из Греции в Древний Рим пришел культ Дионисия (Бахуса). Сначала культ Бахуса проник в Италию, но столкнулся с некоторыми сложностями в обретении права на существование в самом Риме. В начале II века до нашей эры политическая власть Рима была обеспокоена чрезвычайным развитием "вакхических оргий", тайных мистерий, которые сопровождались сильными возлияниями ароматизированного вина и превращались в пьяные сексуальные дебоши. Сенат провел по всей Италии необычайно жестокую расправу. Однако преследование адептов культа не привело к затуханию дионисизма, и он продолжал распространяться. Тогда сенат запретил тайные сборища и подчинил его власти преторов. И в I веке до нашей эры культ Бахуса, предлагавший адептам мифы о выходе из преисподней и воскрешении (бог был "дважды рожден"), вновь обрел важное значение. Вакхические оргии происходили в благоухающих ароматами залах.
С большим употреблением благовоний проходила кремация и захоронение мертвых. Из текстов древних историков узнаем о том, что диктатор Сулла, несмотря на изданный им закон, лимитировавший чрезмерные расходы аристократов на похороны близких,
для своей жены Метеллы, которую очень любил, провел пышный обряд с использованием невероятного количества благовоний. Да и самого Суллу римляне хоронили с неменьшими почестями, они провезли его по всей Италии. По мере продвижения процессии по городам она увеличивалась за счет тех, кто служил под началом Суллы. Когда прибыли в Рим, число участников процессии превысило 100 000. Огромная толпа спешила не пропустить необыкновенно пышных похорон. На Форуме вокруг траурного ложа было поставлено две тысячи золотых венков. Тонкие благовония использовались в таком количестве, что из ладана и корицы соорудили статую диктатора, которую сопровождал ликтор.
Сколь романтична и трагична дошедшая до нас история любви последней египетской царицы Клеопатры и римского полководца Марка Антония. Известно, что роза - символ любви, нежности, хрупкости и изящества. Так вот, в день приема своего возлюбленного Марка Антония Клеопатра приказала слугам устлать пол тронного зала розовыми лепестками, соорудить фонтан с розовой водой, и не переставая сыпать с потолка "дождь" из розовых лепестков. На стол были поданы засахаренные розы и варенье из роз. А в розовом вине плавали лепестки все той же розы. Когда Клеопатра покинула Марка Антония, она распорядилась смочить паруса кораблей пленительными духами и растянуть по ветру, который унес запах к ее возлюбленному.
Клеопатре в пристрастии к тонким духам не уступала жена Нерона Поппея, которая выписывала мастеров составления ароматов с Кипра и использовала огромное количество амбры. Когда она умерла, Нерон
приказал сжечь в ее честь "больше ладана, чем его могла произвести Аравия за десять лет".
Сам император обливался духами вплоть до завязок своих сандалий, рабы окропляли духами головы гостям во время пиршеств, а в цирке лился настоящий дождь из благовоний.
В лавках "квартала фимиамов" Древнего Рима (oictus thuraricus) можно было найти всевозможные ароматические средства как для женщин, так и для мужчин: мятные - для рук, из пальмового масла - для кожи лица и тела, из майорана - для волос. Прекрасным римлянкам нравились мази cyprium с цветками хны, nardicum - с нардом и миррой.
Увлечение благовониями достигло своего апогея во времена упадка Римской империи. Благодаря торговым связям с Египтом и Средним Востоком, в Рим привозили такое множество экзотических мазей, кремов, притираний, белил, теней для век, средств для удаления и окраски волос и благовоний, что римский сенат ограничил их ввоз, дабы остановить утечку денежных средств. "По самым скромным подсчетам, - сетовал в "Естественной истории" Плиний Старший (приблизительно 23-79 годы н. э.), - Индия, Китай и страны Аравийского полуострова ежегодно выкачивают из нашей империи сто миллионов сестерциев. Вот во что обходятся нам предметы роскоши и женский пол!"
Но империя пала, а нашествия варваров привели к забвению в Европе этих восхитительных удовольствий.
|
|